(Часть 1) Мы расположились с Вартаном Мхитаряном в уютном кафе в центре города. Я знаю Вартана достаточно давно, хотя лично нас никогда друг другу не представляли. Мы пересекались на концертах, иногда на улицах, когда узнавали общих знакомых в компании другого. И, конечно, мне вспоминаются с особой теплотой концерты на улице Ленина в 2002 году. Это было по-настоящему здорово и романтично. Вартан мне тогда казался вообще идолом, кумиром. А сейчас я сидел напротив него, пил с ним чай и разговаривал о жизни, о музыке, о гитарах, о друзьях и о многом другом.
- Ты за рубежом никогда не был? Кроме Армении? - Нет. Пока... (смеется) - Значит, Арменией и Украиной дело пока ограничивается? - Ага... Да и на Украине давно уже был. Лет пятнадцать назад. А с тех пор не был. - Ты же вроде бы жил там какое-то время? - На Украине? Да. Около года. - Получается, в твоей биографии идет Армения, потом Украина, потом Москва? - Да... А, нет! (опомнившись) Армения, Украина, потом Сочи, то есть Адлер, потом Армения, потом долго Сочи, потом полгода в Москве, потом уже шесть лет здесь. - А как ты "загремел" вообще в Курск? - Ну, поступил здесь в университет. Мне еще в Москве рассказывали, что здесь классный мед. - А ты на самом деле хотел быть медиком? - Да. Я же и в Москве в "меде" учился. - Давай все же о группе. Название "Apple Pie" имеет какую-нибудь связь с "Американским пирогом"? - Нет, дело в том, что когда я только собрал команду… - Я знаю, ты вроде бы еще в Армении хотел так назвать группу… - Да, но это неважно. Когда я здесь собрал команду и гитаристом был Сережа Стороженко (он тоже раньше учился в меде, давно уже выпустился и работает сейчас в Белгороде хирургом), он мне тогда говорил (как раз вышла первая часть фильма): "Вот! Все будут говорить, что это "Американский пирог", будут издеваться". Я подумал и говорю: "Да пусть издеваются, господи!" - Но ведь на первых порах так и было… - Ну, в общем-то, да… Нет, но ведь люди не издевались, просто… - Ассоциировалось название? - Да. Потому что фильм тогда наделал много шума. Но у меня лично ассоциаций с фильмом вообще никаких. - По-моему, эти ассоциации уже у всех исчезли. - Ассоциации ведь были еще и потому, что тогда, да и до сих пор во всех подобных молодежных фильмах саундтреки включают музыку, подобную той, что играли мы, типа Blink 182, Green Day и тому подобный веселый, светленький панк. - А ты согласен, что сейчас "Apple Pie" в Курске популярнее, чем "American Pie"? - Ну, думаю, что да... Я, скажем, слышал краем уха, как нас обсуждали. А про "Американский пирог" я давно ничего не слышал. Это уже прошло. Хотя и третья часть выходила, вроде бы. Все равно, один и тот же бред, американский тупой юмор. - Получается, популярность "Американского пирога" пошла на спад, а популярность "Apple Pie" наоборот растет? - Возможно. Но самое главное, что это не самоцель нашей группы… - Популярность? - Да. Цель не в том, чтобы стать популярными... Хотя, конечно, практически у всех ребят заветная мечта - это какой-нибудь тур, большой. Или просто один концерт на каком-нибудь огромном стадионе, когда десятки тысяч людей прыгают под какую-нибудь твою песню и поют твою песню. И смысл здесь не в популярности, не в том, что вот, мол, я собрал восемьдесят тысяч, а в том, что я стою, пою свою песню и еще десять тысяч поют вместе со мной. То есть цель - именно эти ощущения. - Легко себе можешь представить "Новый день" на стадионе? - Вообще больше представляю новый альбом на стадионе. Тот, который мы сейчас будем записывать. Потому что он немного другой… Я бы сказал, совсем другой, не похож на "Новый день" абсолютно. И музыка там более, я бы сказал, глубокая. Хотя при этом ничуть не умаляю достоинства "Нового дня", потому что это все равно мое детище, какое-никакое. Это никуда не денется, это все равно будет издаваться, просто всему свое время. Мы сейчас решили сделать упор на запись второго альбома, а там будет видно. - Возвращаясь к прошлому, ты можешь вкратце рассказать, как записывался "Новый день"? - У нас есть друг, Саша Есипов, он сейчас в Москве. Когда-то он играл в группах "Планеты", "Залеты Ильича". Был еще Вова Филиппов, гитарист, и мы вместе играли в команде "Башня". Он тоже решил записывать свои песни и мы решили всей этой бандой - "Apple Pie" и Саша с Вовой, всего шесть человек - снять целый дом в частном секторе на Казацкой. Сняли четырехкомнатный дом и жили там два месяца. Привезли туда все инструменты, два компьютера, микрофоны, комбики, барабаны… - А барабаны живьем писали? - Нет. Но барабаны все равно там были. Все привезли туда, короче говоря. Переехали туда, вещи перевезли, плоть до мелочей. Мы там жили просто. Это было, пожалуй, лучшее лето, которое могло быть. Лучшее лето - это не море, не дачи. Лучшее лето - это то, когда мы записывали альбом. Мы записали полностью альбом Саши - пятнадцать вещей у него было, и пятнадцать вещей моих, "Apple Pie". Но все равно потом дописывали Сашины вещи у него дома, а мои - в Доме офицеров. Вокал писали в студии, гитары некоторые, некоторые басы, некоторые клавиши доделывали в студии. - А кто бэк-вокал записывал? - Я и Леша, басист. В основном вдвоем. Остальные парни на этом альбоме не пели. На концерте они пели. Мы пока занимаемся этим вопросом. Я думаю, что все еще впереди. - Ясно. А какой год следует считать точкой отсчета существования "Apple Pie"? - Не в хвалу себе ни в коем случае. Я считаю, что это все делал я в большей степени, поэтому, хоть в 2000 году на первом курсе и был слабенький состав, но это был уже "Apple Pie", это были эти песни, может быть, еще не все и не в таком виде, в каком они сейчас звучат. Однако, это был "Apple Pie". В любом случае "Apple Pie" уже больше пяти лет. Можно даже считать конкретной точкой отсчета 16 декабря 2000 года. Это был наш первый концерт. А в текущем составе мы существуем уже три года. - Ты знаешь, на западе принято говорить, что музыка была кем-то "inspired", то есть, грубо говоря, "вдохновлена". А от каких известных музыкантов идет твой "inspiration"? На ком ты воспитывался, рос? - На хорошей музыке. У меня папа - рок-музыкант (сейчас, правда, уже не играет)… Мое утро начиналось с "Queen", "Pink Floyd", "Deep Purple", "Led Zeppelin", Майкл Джексон (старый, 80-х годов), Стиви Уандер, Пол Маккартни, несомненно, "Beatles" ... "Black Sabbath" даже. В детстве боялся их слушать. Страшно было, ассоциации у меня были с кладбищами со всякими. Но все равно слушал… "Europe", но это так, одна песенка, "Final Countdown". - И в твоей нынешней музыке там же вдохновение? Корни те же? - Ну как сказать… Дело в том, что раньше мне было бы легче ответить на этот вопрос, потому что раньше было как: ты услышал какую-нибудь песню и она тебе засела каким-то образом в душу. Прошло какое-то время, ты пишешь песню, думаешь, что клевая песня получается. Потом начинаешь ретроспективно прокручивать и понимаешь, что где-то это уже было написано. Как говорится, "какой удар со стороны классика"! Сейчас я бы сказал, что меня больше вдохновляют не песни, а какие-то эмоциональные сдвиги во мне. - То есть ты сейчас предпочитаешь вдохновение черпать больше внутри, чем снаружи? - Да. Потому что когда достигаешь определенного уровня, когда ты можешь выразить какие-то эмоции, неважно, чем навеянные, это говорит о том, что можно уже черпать не извне, а изнутри. Если это радость, необязательно, чтобы родилась радостная песня, а от горя - горестная. Скажем, у тебя нулевой день, ты идешь, все вокруг серое - ничего не получается. Если это "серое" длится целый месяц, впадаешь в депрессняк. Уже есть какой-то сдвиг. Если это один день, пустой, совершенно никому не нужный, ничего не пишется. Если что-то случилось вдруг, даже со здоровьем, сразу начинается какой-то сдвиг. Не знаю, как это объяснить, но вот так оно и есть. Поссорился с кем-то, познакомился с новым человеком, что-то сделал, чего-то достиг - вдохновение оттуда. Но вообще, когда я пишу песни, когда вместе с ребятами аранжируем песни, мы опираемся на конкретные группы. Мы этого не стыдимся. Мы ведь не крадем у них… Они же когда-то на кого-то опирались! Многие нас сейчас ассоциируют с группами Spokesbird, Flower Kings. Мы не скрываем, что мы эти группы очень любим, слушаем. В новом альбоме будет много сносок на Pink Floyd, воздушные моменты. Это не их моменты, но когда мы начинаем это играть, появляется какой-то дух Pink Floyd. Это не плагиат. В том же Spokesbird, например, прекрасно прослеживается манера исполнения Genesis, Yes, Emerson, Lake & Palmer - арт-роковых групп. И они ведь этого не стыдятся, уже десять альбомов выпустили. Почему бы и нам не опереться на кого-то?.. - Вы вообще стремитесь к арт-року? - Я бы не сказал. Самый нелюбимый для меня вопрос после "Когда ты женишься?" - это "В каком стиле вы играете?" Я не могу ответить на него. Если понимающий человек послушает альбом "Новый день", он поймет, что стиля там нет никакого. - Но на kurskmusic вас так или иначе относят к поп-року… - Как бы нас не называли, это дело слушателя. В этом вся и фишка. Я не знаю, в каком стиле мы играем. Вот если бы мы, грубо говоря, рубили такую музыку, как у Linkin' Park и только, то это был бы конкретный стиль и мы бы знали, что мы в этом стиле работаем. Возьмем "Новый день", "Ветром", "Сумасшествие", "Все может быть" - четыре песни в одном духе, каком-то полупанковском. "Бездна" - совсем другая. То есть абсолютно другая. "За тобой" - еще одна отличающаяся песня, спокойная, лирическая вещь. "Она нас зовет", "Электронные люди" - прифанкованные вещи. - Это эклектика положительная или вы будете стремиться к сужению стилевых рамок? - Мы не стремимся к работе типа "давай сделаем эту песню, как ту, другую". Каждому человеку - свое место, а каждой песне - свое звучание. Если эта песня не получает своего звучания, то она не будет звучать хорошо, она будет потеряна. Новый альбом, в принципе, весь будет в одном духе. Мало того, что он концептуальный, то есть связан единым смыслом, лейтмотивом, мелодии в нем связаны друг с другом, тексты связаны. - Единая история? - Да, это одна история. Здесь немножко все по другому. И звучание будет другое. Мы купили недавно хорошие инструменты, до начала записи еще придут инструменты. - Барабаны живьем писать собираетесь? - Конечно, только живьем. Все достаточно сложно... На этой неделе (27/02-05/03 - А.М.) как раз начинаем запись. - А какой состав Apple Pie ты считаешь классическим? - Я думаю, что нынешний состав - perfect (англ. идеальный - А.М.). - То есть и лучший, и классический? - И вообще супер. Когда мы играли с ребятами, мне всегда не хватало клавиш, чтобы выразить все то, что у меня в голове. Когда мы начинали писать тот альбом ("Новый день" - А.М.) мы думали, что, может быть, стоит взять пятого музыканта, то есть второго гитариста. А потом подумали, что это не нужно. У нас и так достаточно много всего, масса разнообразных гитарных звуков, клавишник играет на двух клавиатурах. Так что, опираемся на такие группы, как Rush, которые играют втроем - гитара, бас и барабаны - и звучат великолепно. У них ведь нет пустых мест. Даже когда гитарист играет соло, нет гармонии, басист с барабанщиком заполняют все пространство. Ритмически и гармонически музыка очень наполненна. А нас еще больше - четверо. И есть клавиши. Тут можно крутить-вертеть, как хочешь. - Ты вообще поддерживаешь связь с музыкантами, которые у тебя играли? - Мы иногда видимся. Неспециально… Случайно. Они ребята нормальные. С Валерой, барабанщиком, я хорошо общался. Недавно его, кстати, видел. Но у него свои дела. Все взрослеют. Жизнь к этому возрасту (а Вартану 23 года - А.М.) приводит к тому, что твои коллеги и есть твои друзья. На остальных не остается времени вообще. Поэтому весь мой круг общения - это в основном мои ребята. А так... Мой бывший басист, Женя, скоро женится. Приглашал меня на свадьбу. - Пойдешь? - Очень хочу пойти, но по-моему, в этот день я как раз должен буду уехать. К сожалению. Но я думаю, что мы с ним… что-нибудь еще сделаем. (Смеется). - У тебя друзей много? - Очень много. Везде. И даже в Америке друзья есть. - Которых ты никогда не видел?.. - Нет, я такого вообще не понимаю, всякие интернеты… В смысле, знакомиться и друг друга не видеть - как это?! Мне нужен живой человек… В свое время в Сочи приезжали по обмену ребята-спортсмены, целая команда. Я с ними общался. А в Армении было известное общество YMCA (Молодёжная Христианская Организация (сеть общежитий, клубов, образовательных и информационных центров и т.п. ) - А.М.). Я туда ходил изучать английский. И там были два парня, которые обучали языку - Эрик и Джон. С ними тоже общался хорошо. Нормальные ребята. Не то, что американцы в основной массе. Есть среди них нормальные люди. К тому же, дураки притягивают дураков, поэтому, если ты нормальный человек, будешь общаться с нормальными людьми. - Хватает в жизни времени на общение, на отдых? - Нет, не хватает. - Катастрофически не хватает или чуть-чуть не хватает? - Катастрофически. Из-за этого постоянные обиды. То девушке не хватает меня, то мама скажет: "Чего не заходишь домой?" То я бегаю, прыгаю, дела решаю. Институт, работа, девушка, репетиции… То к парням не успеваю, потому что надо уважить любимую маму. Времени не хватает. Отдыхаю я на репетициях, скорее всего. И перед телевизором… Нет, ну и по-другому, конечно, тоже, но… Музыкой я отдыхаю. Могу пойти на репетицию разбитым, а после выйти бодрым. Духом. Физически все равно могу быть еще слабым, уставшим, невыспавшимся. - Если не секрет, поделись своими целями и жизненными ценностями. Что ты ставишь в жизни на первое место? - Из ценностей - семья. Мама, сестра, папа, будущая жена... Дети. Это первое. Это свято. А потом уже друзья. Из целей… Даже не могу сказать, их просто столько!.. Они и большие, и маленькие. В принципе, стать человеком нормальным, быть профессионалом своего дела. Если я буду работать врачом, то быть таким врачом, о котором будут говорить, что вот, мол, есть Вартан, сходите к нему. - А каким врачом, если не секрет? - ЛОР-врачом… Или если я буду музыкантом… Но я не брошу музыку никогда, просто имеется в виду, если я буду этим зарабатывать на жизнь... Это дилемма на самом деле неприятная. Остро этот вопрос стоит. Для того, чтобы стать хорошим врачом, надо проработать лет пять. За эти пять лет ты должен пахать так, чтобы о тебе знали. Через пять лет можно будет, в принципе, нормально зарабатывать. Но с другой стороны, если получиться вырваться вперед с группой и мы заработаем какое-то имя… Которое уже, в общем-то, потихоньку зарабатывается, потому что мы уже добились того, что мы все лето проездили на фестивали и ни на один мы за свой счет не ездили. Хотя это и не Москва, не Питер, не Финляндия, не Европа. Но по Черноземью люди нас уже хотят слышать. Организаторы нас зовут, оплачивают нам дорогу. Андрей Макаров (Maker) Продолжение следует... {mos_sb_discuss:10} |