Музыкальная жизнь Курска
Поиск
Навигация
Меню
Главная
Музыкальная афиша
Новости
Музыка и музыканты
Чтиво
Галерея
Форум
--------------
Радио
--------------
Благодарности
kurskmusic crew
Карта сайта
Случайная фотка

2008.02.15 Всероссийский съезд предателей
Наши друзья

Курск Два

Главная arrow Чтиво arrow 2006 - Курская музыка: век нынешний и век минувший
2006 - Курская музыка: век нынешний и век минувший
21.09.2006

Оригинал статьи находится по адресу: http://www.4002.fitkursk.ru/index2.php?111

Мне скууучно. "I think I'm so bored, man", - вторит мне Игги Поп из далекого 1979. Ради последней строчки, я, собственно, и взялся за статью. Мне, музыкальному критику, штурмующему редакции глянцевых журналов, опять "заказывают" материал про местную музыку. А это скучно. И веселить себя я намерен закордонными цитатами и преломленными углами освещения интересующих редакцию вопросов. Редакцию издания, в котором я просто не мог не участвовать, т.к. всегда рад проявлению do it yourself (DIY) активности. Не знаете, что это? Вспомните такие наборы "сделай сам", когда с помощью ножниц, клея, предложенной формы и инструкции можно собирать замки и автомобили. Теперь представьте, что клея нет во всем городе, инструкцию в набор не положили, да и саму форму разрезали на несколько частей и отправили по разным торговым точкам… а собрать замок/автомобиль уж очень хочется - это и есть do it yourself.

Итак, на повестке дня проблема преемственности музыкального поколения 2000-х и их предшественников из 1990-х. Проведем разграничительную идентификацию. В ходе нашего анализа под термином "курская музыка" будет подразумеваться вся неакадемическая плеяда стилей (хотя, не без некоторой доли академического влияния), т.е. всё, что "не-классика" (в понимании продавцов cd), "не-джаз", "не-фолк" и "не-эстрадный вокал" (в понимании Дворца Пионеров). Употребление избитых категорий "рок", "инди" не всегда адекватно отражаемой ситуации: если речь идет об IDM проекте АА - то какой тут, к черту, "рок"; а если мы характеризуем меркантильно, а не эстетически, направленную деятельность групп сродни Квенди, то причем здесь "инди". С точки зрения хронологии, век нынешний - собственно второе тысячелетие, наше время (в понимании Голливуда); век минувший - деятельность клуба Аристон до 1998 (шоу, устраиваемые позже Андреем Струковым в том же месте под тем же брендом, в нашем понимании - псевдоАристон).

В указанных периодах можно заметить аналогичную форму музыкальной активности - "клуб-призрак". Характеризуется она массируемым понятием "клуба" (афиши, анонсы в СМИ и в Интернете), не смотря на несистематичность проводимых заведением акций и отсутствием постоянной резиденции, что называется "с вывеской", т.е. юридического адреса. Аристон находился в "призрачном" состоянии в 1995-96, когда интервал между концертами варьировался от одного до нескольких месяцев, а публика металась между ДК ЖД и ДШИ №1. Существующий в настоящее время клуб Легион также не систематичен в устройстве своих шоу, правда имеет традиционную закрепленность в ДК ЖД и аналог юридического адреса, магазин Леприкон. Но клуб - это не только время и место, но и определенная концепция, в данных случаях имеющая цензурно-стилевое выражение. Так Аристон допускал до сцены, большей частью, приверженцев индипендента (нойз, пост-панк, madchester); Легион предпочитает "тяжелые" направления (треш, блэк, дэт, рэпкор). Оба клуба ориентируются не только на местный материал: в Аристоне играли Les Halmas (Швейцария) и Moorpaul (Германия), в Легионе - Marlin (Москва-Канада).

Однако концерты в Аристоне существенно отличались не только от шоу Легиона, но и других современных акций, по количеству участников. Сейчас понятие концерта по этому параметру интегрировалось с понятием фестиваль - поколение 2000-х предпочитает выступать 3-4 группами; в годы Аристона это число равнялось двум, нередки были и сольные концерты. Причина кроется не только в технической стороне дела (кто-то принес микрофон, кто-то пульт), но и в опасности непосещения мероприятия публикой, а чем больше участников действа, тем больше у них друзей, а значит и вероятность "аншлага" возрастает. С другой стороны, группы, стоявшие у руля в Аристоне, нередко жертвовали сольными выступлениями ради менее склонных к организаторству коллег, страдала от этого и частотность выступления коллектива в клубе (единственная площадка на тот момент). Современность только усугубила проблему - так и не появилось устроителей концертов (есть лишь устроители фестов), всегда предоставляющих возможность поиграть. Группы по-прежнему устраивают акции для групп, и зачастую команда существует ради концерта, а не концерт имеет место из-за факта существования команды. Ансамбли, способные выступить сольно, делают это согласно собственному плану без претензий на объединение в коммьюнити.

Другой особенностью в деятельности Аристона была его направленность на dance-show. Попытка создать "идеальный" клуб, где можно послушать и живую, и записанную музыку, завершалась успехом пока вся записанная музыка вкладывалась в рамки "инди". Стоило "странному техно" (понятие "рейв" не знали тогда даже сами его пропагандисты) выйти из подвалов, как вся "идеальность" рассыпалась. Появились клубы "Гелиос+" и "Лимон", предлагавшие только рейв-пати (безо всяких групп и гитар); да и сами гитарные группы вслед за белокурым Кобейном скаканули на вершины чартов. В Аристон повалил народ, чтобы слушать модные Prodigy и Nirvana, абсолютно не заботясь о живой составляющей музыкального представления. От dance-show пришлось отказаться, зато сейчас композиции Rammstein являются обязательным атрибутом подростковой дискотеки.

Вот мы и подобрались к основной разнице культурно-музыкальных ситуаций 1990-х и 2000-х. Шоу-бизнесс, попытка его построения в российском варианте. Группы, появляющиеся в такую эпоху, имеют другие цели и ориентиры. Хотя, выбор музыкального ориентира аспект достаточно интересный. Априорно маяком служит нечто популярное, массовое. Но, не смотря на размытость границ между массовым и элитарным в современном искусстве, всегда среди массового можно выделить элитарное по эссенции, а массовое лишь по экзистенции. Иными словами, есть массовые продукты, получившие сей статус вследствие действия масс; и есть продукты, изначально задуманные как массовые. При иллюстрации этого тезиса музыкальным материалом, стоит учитывать не только статику, но и динамику, а именно, меняет ли элитарное свою сущностную суть, состоявшись как массовое.

Для аристоновских групп музыкальными идеалами были популярные, но оригинальные команды, да и само "заимствование" шло на уровне эмоций, настроения. Попробуйте услышать в Жабах Head of David и EMF, а в The Граблях Sonic Youth - а они там есть. Стоит обратиться к группам 2000-х, то сразу ясно, что BulldoZerr любят Linkin' Park, Toxic - Limp Bizkit, а School Bus любили Korn. Почему для 1990-х это madchester и noise, а не грандж или даже русский рок, который тогда не носил столько мейнстримового характера? И почему для 2000-х это "Korn family", хотя Strokes и иже с ними тоже не сходят с вершин Билборда? Тогда - Жабы сами превратились в музыкальный ориентир для Нейтральных вод и Colgate. Сейчас - идолом для всей страны стала Ария, которую раньше недолюбливали и в собственно металлической среде, предпочитая Iron Maiden его советской версии.

Детерминантом служит также фактор "дистанции": в наше время многие с большим интересом отнесутся к творческому продукту из соседнего города, чем из соседней квартиры. Чем ближе (по расстоянию) творец к публике, тем меньше он воспринимается как творец. А если еще и внешний вид продукта малобюджетен и не стандартен (cd-r вместо заводского CD, самиздат брошюра вместо типографской книги). Касательно нашего города - для многих вообще идентификация с Курском вынужденная, по рождению, по прописке, а формулировка "сделано в Курске" (не путать со "сделано по-курски") равна понятию "дерьмо"...

Тем не менее XXI век подарил курской музыке возможность конкуренции и выхода на общероссийский рынок. Группы BulldoZerr и Vivid X существуют как полноценные творческие единицы: используют материал ориентиров в качестве векторной регуляции собственной деятельности, регулярно концертируют в "музыкальных столицах", продают записи, имеют прецеденты радио-прокруток; а самое главное, для нашего исследования, обладают массовым культовым статусом среди курян, которого поколение 1990-х так и смогло добиться.

V. Piniaev.

{mos_sb_discuss:10}

 


kurskmusic.ru (с) denis 2000-2016